Вторник, 30.04.2024, 13:47
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУСОШ №28 им.Д.Ф.Лавриненко

Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Работа с родителями

План работы с родителями по этнокультурному воспитанию

 

 

№ п/п

Тема

Класс

Работа с родителями

1

Резьба по дереву

7

Встречи с мастерами по деревообработке.

Ярмарка – выставка изделий украшенных резьбой по дереву

 

 

 

 

 

2.

Цветоделание из бумаги, ткани, металла.

8-9

Приглашение женщин-мастериц.

Выставка лучших изделий.

3

Художественная обработка камня.

8

 

4.

Русская и кубанская вышивка

3-7

Привлечение к работе родителей- мастериц.

 

 

5.

Ремесло, промысел, искусство, кич.

6,7

Встреча с мастерами народных промыслов.

6.

Ковань

5

Привлечение к ярмарке бабушек и мам.

Выставка  «Кузнечное искусство»

Выставка «Петриковское цветение»

Дегустация «Кулинарное искусство»

7.

Петриковская роспись

4

8.

Пряничное искусство.

1-4

9

Что такое поговорки и приметы

 

Консультации с бабушками о приметах

10

Приметы погоды

4-6

Викторина «Знаешь ли ты приметы?»

Понаблюдать вместе родителями за приметами хорошей погоды по животным

11

Успенье Божьей Матери

6-8

 

12

Рождество Пресвятой Богородицы

9

 

13

День Казанской Чудотворной Иконы Пресвятой Богородицы

10-11

Беседа об иконах

14

Рождество

1-11

 

15

Крещение

8-11

Раз в Крещенский вечерок

16

Праздник Святой Пасхи

1-11

Праздник Пасхи в моей семье

17

Покров Пресвятой Богородицы

1-11

Покров престольный день нашей Станицы

 

18

Традиции и обряды, связанные с жильём

6-8

Узнать у родителей предметы, связанные с новосельем.

19

Традиции и обряды, обеспечивающие благополучие в семье.

9-11

 

20

Традиции и обряды, связанные с родственными отношения

1-4

Твое родословное дерево- родительские собрания

21

 Князь Мстислав

5

Рассказать родителям о Святых именах на Руси

22

Серафим Саровский

8-11

Общешкольное родительское собрание

23

 Княгиня Ольга 24.07

9

Инсценировка «Как была крещена Русь»

24

Владимир Красное Солнышко (28.07)

8

Рассказать родителям о Святых именах на Руси

 

25

Александр Невский (12.09)

7

26

Сергей Радонежский (8.10)

10

27

 Андрей Первозванный

11

Приложение 2

 

Учителя начальной школы

муниципального

общеобразовательного

учреждения средней

общеобразовательной

школы № 28

Отрадненского района,

Краснодарского края

Брунько Светлана Дмитриевна,

Меняйло Светлана Владимировна

 

Внеклассное мероприятие «Именины»

 

1-й зазывала: Пожалуйте, гости дорогие!

2-й зазывала: Веселья вам да радости!   

1-й зазывала: Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

2-й зазывала: У нас для каждого найдётся местечко и словечко.

1-й зазывала: Много дней хороших и разных,

Мы помним их с детства и до седин,

Но этот счастливый и радостный праздник

В нашей жизни бывает один. .

2-й зазывала: Приходит осень в свой черёд,

В ней каждый месяц без сомненья

Нам дарят то, что ждёт весь год,

-Чудесный праздник - день рожденья.

Учитель: А сейчас для всех сюрприз. Выполните следующее задание. Предлагаю сложить слово из карточек в конвертах. (Лёша, Алёшенька, Алексей).

Учитель:  В октябре отмечает свой день рождения Попович Алексей. Давайте пригласим нашего именинника.

Алексей: Сколько добрых лиц вокруг!

Эй, ребята, шире круг!

Приглашаю в хоровод

Шумный радостный народ! /Все становятся вокруг Алексея. / Исполняется песня «Каравай».

Как на наши именины

Испекли мы каравай.

Вот такой вышины,

Вот такой ширины.

 

Каравай, каравай

Кого хочешь выбирай.

Или мальчика или девочку,

Или зайчика или белочку.

 

День рожденье - день чудесный,

Радостный, весёлый.

Мы желаем на «отлично»

Тебе учится в школе!

 

А ещё тебе желаем

Маме дома помогать

И, конечно никогда

Малышей не обижать.

2-й зазывала: Ребята, все ли из вас любят получать подарки? А как вы думаете, раньше подарки дарили детям?

Учитель: Наши современники привыкли и мальчикам и девочкам дарить подарки на день рожденья. Однако в народной культуре кубанского казачества было заведено так: с младенчества одаривали только девочку, а мальчикам, тем более мужчинам ничего не дарили, как напоминание о том, что всё в жизни они должны добыть только своим трудом. А мальчиков учили дарить подарки девочкам. Подарки делали своими руками, а не на родительские деньги.

Игра «Волшебная коробочка»

Для игры надо взять небольшую коробочку и положить в неё игрушку или другой приз. Эту коробочку поместить в коробочку побольше, а её, в свою очередь, в ту, которая ещё больше. Чем больше коробочек, тем интересней играть.

Учитель: В казачьих семьях имена детям выбирали по церковным календарям. В этом случае имя давалось в соответствии с именем святого, которое приходилось на день рождения или крещения ребёнка по календарю. Если на один день приходилось нескольких имён, то из них можно было выбрать то, которое пожелают родители для своего ребёнка. Поэтому справлялся не день рождения как у нас, а именины в день святого.

1-й зазывала: Чем отличается день рождения от дня именин?

Учитель: День рождения - это рождение человека, а день имени - это день наречения его именем, день памяти святого под этим именем.

Учитель: Какие вы знаете пословицы об имени?

  • По имени и житьё.
  • Человек имя своё знает.
  • Человек даётся имени, а не имя человеку.
  • Сын не родился; а уж ему имя дали.
  • С именем Иван, а без имени болван.
  • Богатого по отчеству, а убогого по прозвищу.

Игра «Кубанка - шапка казака».

1  вариант.

. Ребята делятся на две команды. Играющие, по команде подбрасывают вверх шапку-кубанку. Надо попробовать её во время падения одеть на голову или палку. Побеждает та команда, которая меньше уронит кубанок.

2  вариант.

Ведущий незаметно для команд (по 6-8 человек) прячет кубанку в любое место. По сигналу водящего все игроки команд начинают искать кубанку. Кто находит кубанку, кричит: «Есть!» и старается отнести её в заранее условленное место. Ему помогают игроки его команды, а игроки другой команды стараются отобрать её. Кубанку можно передать игроку, а не перебрасывать. Команда, положившая в условленное место кубанку в условленное место, побеждает.

Учитель: На Руси существовал ритуал с именинным пирогом: ко дню Ангела пекли русский пирог с любой кашей. Старались, чтобы каша в пироге была рассыпчатой. Пирог пекла мама или крёстная. Над головой ребёнка во время именин разламывали пирог, чтобы каша сыпалась на именинника. Считали, чем больше попадает на ребёнка каши, тем счастливее, удачливее будет для него наступающий год. Давайте и мы поздравим Алёшу, так как поздравляли детей в казачьих семьях. И скажем ему свои предложения. (Мать разламывает пирог над головой своего ребёнка, а дети говорят ему свои пожелания).

Учитель: Алексей - Защитник. Он смекалист, даровит, Твёрдо на земле стоит. И работы не боится, Мудр, умён, красив с лица Всё доводит до конца. Он настойчив, добродушен. Всё кипит в руках послушно.

Ученик:

Пусть будет в жизни всё, как прежде:

Любовь, уверенность, надежда,

Движение к цели и удача,

А сердце - добрым и горячим.

 Ученик:

Пусть твоя жизнь полнее станет,

И с каждым днем ты будь мудрей.

Пусть долго молодость не вянет,

А жизнь проходит веселей.

Ученик:

Пусть будет радость и веселье,

Ведь только этим и живём.

И говорим мы: «С Днём рожденья!

Со светлым и счастливым днём!»

Именинник: А сейчас всех приглашаем на праздничное чаепитие. Песня «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам».

 

 

Заместитель директора по учебно – воспитательной работе, учитель технологии и ОПК

муниципального общеобразовательного

учреждения средней общеобразовательной школы

 № 28 Отрадненского района, Краснодарского края Кравченко Светлана Михайловна

 

Внеклассное мероприятие : «Покрав Божией Матери».

Цель: воспитательные задачи:

  • воспитывать:
  • духовные ценности;
  • хранителей этнокультурных ценностей;
  • гордость за свой народ.

Развивающие задачи:                                                                      

развивать:

  • интерес к культуре своего народа;
  • любознательность;
  • стремление к знаниям., память, речь.
    Учить:
  • расширить знания детей о земледельческом календаре кубанцев;
  • познакомить с историей Покрова Божьей Матери;
  • расширить словарный, запас.

Оборудование: иллюстрации храмов, церквей Покрова Божье! Матери.

Ход мероприятия.

1. Ведущий. Ребята! Кубанский народ бережно хранит традиции своих, предков, передавая их из поколения в поколение.

2 Ведущий Получив от Екатерины II в дар, кубанские земли, Казаки стали переселяться на Северный Кавказ. Заселяя станицы, в первую очередь закладывали церковь. Большинство возведенных церквей и храмов были посвящены главному празднику черноморцев -Покрову Божией. Матери.

Дети рассматривают иллюстрации:

Свято-Покровский храм /ст.Тамань/                                                                   

Свято-Покровский храм /г.Кропоткин/                                                               

Свято-Покровский. храм /ст.Каневская/

 Свято-Покровский храм /ст.Новоивановская/

 Храмы: в честь Покрова возникали не только на Кубани, но и на всей Земле русской.

Ученик. По всей земле русской, идет слава о прекрасном Храме Покрове на Нерли. Стараниями Андрея Боголюбского, вблизи г. Владимира был построен белокаменный, шедевр древнерусского зодчества символизирующий собой белую нетленную, пелену. Пеленой этой укрывает Богородица род людской от бед и несчастий, разливая повсюду благодать свою;.

Ученик.  В Москве царем Иваном Грозным был построен собор Покрова, в память о взятии Казани» у храма Святой Троицы. Известен он как храм. Василия Блаженного.

Беседа:

-Что же это за праздник Покрова?

-         Когда он бывает?

-         Что вы знаете об этом празднике?

1. Ведущий Октябрь для крестьян месяц сытый разгульный, время сравнительного отдыха от летних трудов переход с осеннего положения в зимнее. Собранный урожай дозволял отметить этот день праздничным столом, тем более что ко времени; праздника была закончены все полевые работы, а скот переводился на зимнее содержание. С Покрова, развертывались осенние ярмарки и торги. Крестьяне везли на базар плоды собранного урожая, привозили домой, обновки. Удачная продажа, понравившаяся покупка поднимали праздничное настроение.

Чтец.            Как на день Покров

Ткали множество ковров:

Первый -травяной,

Лета жаркий, зной;                                                                                  

А, ковер второй-

Из листвы сухой;

Третий ковер -снег,

И он не навек.

-     О чем говорится в стихотворении?

/о временах год/.

-     О каких коврах идет речь?

2 Ведущий Говорят, что на Покрова до обеда стоит осень, а после обеда- зима. В этот день делают последний сбор грибов. У гадайте, каких.

Игра: «Доскажи, словечко».

 1.И красив он и велик этот гриб /боровик/.

2.Точно желтые цыплята

Разбрелись в бору /опята/.

3.Разбежались по опушке

 Полосатые /волнушки/.

4.Если грибок,

 Значит это  /рыжик/.

5.Вот грибочки возле пня,

Видно все они родня.

 Все на ножке очень тонкой,

А зовут грибы,  /опенки/.

 

1. Ведущий Послушайте стихотворение Кузьмина и попытайтесь объяснить, почему этот праздник так называется?

Покров

Под чтение пономарей,.

 Под звонкие напевы клироса

Юродивый узрел Андрей

Как небо пламенем, раскрылося.

 А в пламени, как царский хор.

 Блистает воинство небесное,

И распростертый

В руках Невесты Неневестныя

Ударил колокольный звон,

И клиры, праздничными, гласами -

Выходит дьякон на

 Пред царскими, иконостасами.

 А дьякон тот - Святой Ромаг,

Что "сладкопевцем" называется-

Он видит чудо не обман-

Что златом в небе расстилается,

 Андрей бросается вперед

Навстречу воинству победному

И омофору, что дает

Покров богатому и бедному.

 И чудом вещим поражен

Народ и причт, и царь с царицею

И благочестивых

Склонился делу вереницею.

Словарная работа: омофор-покров или широкая лента;

клирос-место расположения церковного хора.

 Беседа по- содержанию.

2 Ведущий Да, праздник пришел из Византии, где Юродивый Святой Андрей увидел Божью Матерь, накрывающей омофором греков, спасая их от врагов.

1. Ведущий В России, этот праздник установлен стараниями, святого князя Андрея Боголюбского. Для Руси память о том, как Богородица простерла свой покров над молящимися в храме людьми, имела глубокий смысл, так как считалось, что над Русью простерт покров Богородицы.

- Кто знает как в народе называли Покров? /зазимник, свадебник/. Почему?.

2 Ведущий Да, Покров замша порывает - где листком. а где и снежком. Покров-покровитель свадеб. Девушки в этот день ходили молиться в церковь, чтобы Бог послал им хороших женихов.

1. Ведущий Покров богат своими приметами.

Посмотрите сценку, запомните приметы, которые услышите.

Сценка.

За столом сидит крестьянская семья.

Хозяйка На стол я поставила всякие разносолы. Таков обычай. Очень важно засидеть Покров всей семьей. чтобы от Покрова до Покрова вместе прожить и чтобы стол был в течение года накрыт полевыми и лесными дарами.

Хозяин. А мы. с сыном сегодня хорошо закормили скотину, чтобы она была сыта. Ведь с сегодняшнего дня мы будем, скот держать дома. Да еще избу утеплили, а то примета говорит: Захвати тепла до Покрова: не ухватишь до Покрова- изба будет не такова.

Дочь. Мама, с Покрова начинаются посиделки. За. зиму я пополню свое приданное, новыми изделиями.

 Бабушка. Примечайте, каков Покровvтакова и зима.

2 Ведущий - 0 каких приметах вы узнали из этой сценки?

Игра. "Найди пару".

    - А теперь проверим ваши знания примет Покрова.

1. Покров.                                    Начало зимних посиделок

2.Начало                                                           такова и зима

3.Ветер с востока,                          а за Покровом зима идет

4.До Покрова -осень                           натопи хату без дров

5.Покрыл Покров                                     свадебного сезона

6. Батюшка Покров                                       первое зазимье

7.Покров-конец осенним хороводам                       к холодной зиме

8.Каков Покров                                     покроет и Рождество.

Объясните смысл примет.

1. Ведущий Ребята, а кто знает, какое отношение имеет Покров к нашей станице? Да, Покров - престольный день Бесстрашной. В 1859г. после заселения, в станице была построена церковь и названа в честь Покрова. - Как же праздновали в этот день наши станичники? Об этом нам расскажет старожила нашей станицы Нина Васильевна.

С утра шли в церковь, молились. К обеду собирались на площади. Накануне ставились столы, забивалась скотина. Из женщин станицы выбирались поварихи - это было почетно -они готовили ночью пищу. Садились за столы, целый день пели, веселились, играла гармонь. Послушайте казачьи, песни, которые исполнялись во время праздника.

/выступает фольклорная группа Дома Культуры/.

2 Ведущий: А теперь проведем - викторину, проверим; что вы узнали и усвоили, о празднике Покрова Божьей Матери.

 1 .Назовите - дату Покрова.

2.Стараниями какого князя на Руси был установлен этот праздник?

3.Перечислите народные названия этого: праздника.

4.Каков крестьянский обычай был на Руси в этот день?

5.Какие- приметы Покрова вы запомнили?

6.Какое отношение имеет Покров к нашей станице?

7.Как праздновали в этот день бесстрашненцы? 

8.В честь чего на Руси и Кубани называла храмы, церкви?

9.Какие храмы в честь Покрова- памятники культуры, вам известны?

10.Почему этот праздник называют Покров Божьей Матери?

11.Почему для крестьян это был радостный праздник?

 Подведение итогов.

Взаимодействие школы с семьей в малокомплектной школе

 

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидна. Поэтому будущая современная школа будет тесно взаимодействовать с семьей. А система школьного управления станет открытой и понятной для родителей и общества. Участие в работе школьных советов превратится из обузы в увлекательное и почетное занятие. Приходить в образовательные учреждения вместе с детьми станет интересно и взрослым. Школы как центры досуга будут открыты в будни и воскресные дни, при этом школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия станут привлекательным местом семейного отдыха. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания своих детей. (В.В. Путин. «Национальная образовательная инициатива»Наша школа»).

Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности. В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности.

Семья в силу глубокой специфичности воздействия на ребенка является необходимым фактором социального становления. Только в семейном кругу можно создать и воспроизвести культуру истинно родственных отношений, освоить важнейшие социальные роли, сформировать эмоциональную культуру, обогатить нравственный опыт, осуществить половое воспитание детей, подготовить их к будущей семейной жизни. Семья призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь ему усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений. (Приложение 1)

Под влиянием всего уклада семейной жизни формируются нравственная и общественная направленность личности растущего человека, его ценностные ориентации и психологические установки.

Высоконравственное поведение взрослых в семье, постоянная помощь детям в осознании ими собственного нравственного опыта создают прочную основу для выработки у школьников верных жизненных позиций.

 Велика роль семьи в развитии духовных потребностей, интересов, склонностей ребенка. В повседневном свободном общении взрослых и детей создаются благоприятные возможности для обмена духовными ценностями. Хорошо зная своего ребенка, родители могут уже в раннем возрасте обнаружить его индивидуальные склонности, помочь найти свое призвание. Дома ученик не только закрепляет усвоенные в школе знания, умения и навыки, но и приобретает опыт самостоятельной работы. Книги из домашней библиотеки, журналы, газеты, радио- и телепередачи обогащают его интеллект и чувства, расширяют культурный кругозор, особенно если родители помогают ребенку в отборе источников информации.

Семья может стать основой формирования глубоких морально- эстетических чувств, оценок, суждений, на основе которых формируется богатство человеческих отношений: любовь, дружба, забота, уважение к старшим, стремление к улучшению окружающей обстановки, к самовоспитанию.

Основой сотрудничества школы и семьи является общая цель создания благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей, и направлена она на решение следующих общих задач воспитания детей :

- обеспечение качественного образования учащихся;

- развитие профессиональных интересов и подготовка детей к сознательному выбору профессии;

- формирование нравственности и культуры поведения у учащихся;

- подготовка школьников к семейной жизни;

- формирование потребности в здоровом образе жизни.

Взаимодействие педагогов и семьи – целенаправленный  процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка.

Значительная часть родителей осознает важность, необходимость взаимодействия с педагогами. В то же время их реальное участие в воспитании ребенка, в делах класса существенно зависит от профессиональных и личностных качеств самого педагога, от его желания и стремления взаимодействовать с родителями, от конкретных целенаправленных действий по привлечению родителей к организации учебно-воспитательного   процесса.

Повышению активности родителей в воспитании ребенка способствуют, прежде всего, совместные дела родителей и детей. (Приложение 2)

Важно привлекать родителей не только к воспитанию своего ребенка, но и к организации учебно-воспитательного процесса в классе и школе. Почему?

Во- первых, ребенок значительную часть времени проводит в школе, и родителям целесообразно знать условия обучения и воспитания детей в данном учреждении, положение ребенка в системе отношений коллектива, его контакты со сверстниками. Это возможно, если родители становятся участниками школьной и классной жизни, очевидцами главных событий в жизни ребенка.

Во- вторых, классный руководитель не может при всем желании организовать постоянную и разнообразную деятельность учащихся, учитывая и развивая интересы и способности каждого ребенка. В этой связи каждый родитель мог бы взять на себя организацию конкретной работы в классе в соответствии со своими возможностями, индивидуальными особенностями, увлечениями.

Для родителей должно быть очевидным, что чем интересней и разнообразней деятельность детского коллектива, тем комфортней их ребенку в  школе, тем больше получит он для своего социального развития. Участвуя в организации учебно- воспитательного процесса, делах класса, родители способствуют развитию коллектива, отношений в нем и каждого ребенка. (Приложение 3)

Опытом совместной работы с родителями в своей школе.

1. На родительском собрании классные руководители разъясняют важность сотрудничества педагогов и родителей и предлагают перечень возможных дел, видов работы в классе, которые могут организовать родители. Родители активно принимают участия в жизнедеятельности класса. (Приложение 4)

2. Администрация и педагоги поощряют положительную инициативу родителей при проведении дел в классе: объявляют благодарности, оформляют благодарственные письма за участие в конкретной работе и по итогам учебного года.

Сотрудничество учителей и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии его способностей, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных позиций

Большое внимание уделяется следующим направлениям.

1. Развитие познавательных интересов, творческой активности учащихся:

- совместные классные собрания по итогам учебной работы, анализу учебной деятельности учащихся, например: «Наши успехи», «Подготовка к олимпиадам»

2. Духовно- нравственное воспитание.

- проведение мониторингов по выявлению сформированности духовно-нравственных качеств учащихся;

- подготовка концертов, внеклассных мероприятий совместно с родителями (Приложение 5)

 3. Формирование  здорового образа жизни:

- систематическая диагностика состояния здоровья  детей

- организация просвещения детей и родителей по проблеме сохранения здоровья

-пропаганда здорового образа жизни на учебных и внеклассных занятиях

4. Развитие отношений взаимопонимания и взаимоуважения между родителями  и детьми

- составление своей родословной

                         Глава Отрадненского района вручает всем учащимся родословные книги. (Приложение 6)

- проведение семейных праздников

                    Внеклассное мероприятие совместно с родителями.(Приложение 7.)

Вход на сайт

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930