Особенности преподавания предмета «Кубановедение»
в 2014–2015 учебном году
1. Углубление интегрированного подхода к предмету (интегрировать
смежные темы из учебных областей окружающего мира, технологии,
музыки, изобразительного искусства и др. с темами по кубановедению).
2. Приведение составляющих курса в соответствие с базовыми
предметами, что потребует внимания к усилению межпредметных связей,
способствующих развитию надпредметных компетенций.
3. Привлечение широкого круга учащихся к викторинам и олимпиадам
школьников по кубановедению. Привлечение к участию в конкурсах для
учащихся.
4. Апробация рабочих программ по предмету для старшей школы.
5. Отражение в реализации цели, задач и содержании уроков и
внеурочной деятельности учащихся юбилейной даты, в частности одной из
крупнейших катастроф XX века – Первой мировой войны – и связи
кубанского казачества с ней.
6. Взаимодействие регионального предмета с базовыми предметами,
трансформирующими с соответствии с ФГОС.
В рамках реализации практической части рекомендуем: наличие в
общеобразовательном учреждении современной учебно-материальной базы и
необходимых передовых средств обучения является одним из условий
эффективности учебного процесса. Перечень оборудования для оснащения
кабинета содержится в письме Министерства образования и науки РФ от 1
апреля 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного
оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений»; приказе
Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. № 986 «Об
утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в
части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования
учебных помещений». Обращаем внимание на то, что данный документ
выполняет функцию ориентира в создании целостной предметно-
развивающей среды. Составляющие этого перечня могут быть уточнены и
дополнены применительно к специфике конкретных образовательных
учреждений.
В целях рационального использования оборудования, повышения
качества преподавания необходимо создание следующих условий.
1. Сочетание в преподавании новейших информационных технологий и
системно-деятельностного обучения.
2. Активизация применения информационно-компьютерных технологий на уроках. Компьютер должен рассматриваться как обучающая машина,
открывающая новые возможности как для преподавателя, так и для
учащихся. Возможно использование учителем готовых программных
продуктов, дидактических компьютерных сред и программных комплексов,
содержащих справочники, обучающие и контролирующие блоки,
динамическую графику с конкретной тематикой на уроке кубановедения и во
внеурочной деятельности.
3. Сохранение накопленного опыта, собранного методического
материала, иллюстраций и текстовых подборок в электронном виде.
4. Наличие подключения к Интернету, что позволит регулярно
пополнять собственную коллекцию цифровых ресурсов. При наличии TV-
тюнера возможно производить запись телевизионных программ и их
кодировку в формат, пригодный для демонстрации на оборудовании,
установленном в кабинете.
5. Наличие внутренней сети в ОУ, в которой могут быть выделены две
отдельные папки (подраздела): «Методические материалы» (предоставляется
только учителям) и «Кубановедческие ресурсы» (открыта для всех, но с
дифференциацией возможностей: учащиеся могут открывать и копировать
необходимые документы; учителя обладают правом размещать и удалять
файлы).
7. Перечень рекомендуемого оборудования (мультимедийная
установка, интерактивная доска, таблицы и т. д.) зависит от соответствующей
темы и ее связи с базовым предметом.
С целью формирования у учащихся универсальных учебных действий в
рамках системно-деятельностного подхода в обучении, необходимо шире
использовать на уроках и во внеурочной деятельности оборудование,
развивающее у младших школьников практические навыки работы с учебно-
измерительными комплексами:
- антимометром – прибором для измерения скорости ветра;
- термометрами (наружным и внутренним) для измерения
температуры воздуха;
- прибором для определения направления ветра;
- ёмкостью со шкалой для определения количества осадков.
При организации учителем практических и лабораторных работ с
учащимися начальной школы на уроках и внеурочных занятиях по
кубановедению рекомендуем использовать следующее оборудование:
- комплект для практических работ «Фильтрация воды» с
методическими указаниями;
- «Природное сообщество водоема» (магнитный плакат с набором
карточек и методическими указаниями);
- «Природное сообщество леса» (магнитный плакат с набором
карточек и методическими указаниями);
- «Природное сообщество луга» (магнитный плакат с набором
карточек и методическими указаниями);
- «Птицы зимой» (магнитный плакат с набором карточек и
методическими указаниями).